Место, выбранное под строительство Дворца Культуры и Науки, давно выделялось варшавскими урбанистами, как территория, на которой должна стоять высотная доминанта столицы.
Варшавские градостроители еще в XIX веке искали решения этой проблемы, что можно видеть на примере готических башен костелов Спасителя на одноименной площади, а так же Святого Августина и Флореана в районе Прага. В веке XX высотное здание, опирающееся на мощь современной техники стального строительства, вновь на повестку дня поставило проблему доминанты в современном городе.
Дворец явился многофункциональной «культурной точкой» столицы, он включает в себя театры, кинотеатр, выставочные и концертный залы. Музей Техники, Академию Наук. Роль произведений, имеющих значение памятников состоит в передаче следующим поколениям символов, идей, фактов. В данном случае. Дворец Культуры и Науки и Собор Александра Невского (1894–1912, разрушенный в 1926 г.), построенный императорской властью на Саксонской площади, и снесенный после обретения Польшей независимости, имеют один и тот же механизм. Оба памятника архитектурно и стилистически чужды окружающему их пространству, ощущается их духовная и политическая инородность.
С архитектурной точки зрения Дворец позиционировался как социалистический по сути и народный в форме. Даже неопытный человек без труда найдет много общего между Дворцом Культуры и Науки в Варшаве и московскими «небоскребами»: ярусное построение композиции с выделением основного башенного массива симметричность и уравновешенность.
|