Варшава в XIX веке

Атмосфера безнадежности и маразма была прервана вестями об успехах французского цесаря Наполеона и поражении Пруссии. Однако образованное в 1807 г. Варшавское Герцогство не оправдало надежды поляков на государственность, оно было ликвидировано сразу же после поражения своего протектора. На венском конгрессе 1815 г. принято решение о создании автономного, связанного с Россией тесным союзом Королевства Польского со столицей в Варшаве. С этого момента в городе начинается ускоренный капиталистический и индустриальный рост. Появляются паровые машины, первая из них в Солце. Началось строительство множества монументальных сооружений публичного пользования. Возведен второй деревянный мост через Вислу, соединяющий Жолибож и северную Прагу. Это время основания Ерозолимских Аллей, одной из самых длинных улиц сегодняшнего города. В восстановленном Маривиле появился Большой Театр. Построены Дворец Сташица и Бельведер. В 1816 г. декретом Александра I открыт Варшавский Университет с пятью факультетами – теологии, права, медицинский, философский, науки и искусств.

В течение следующих лет Варшава стала центром национальной жизни. Здесь были сконцентрированы борцы против самодержавия, тут созревали революционные идеи. Патриотически настроенные варшавские группы готовили освободительные восстания, произошедшие в ноябре 1830 г. и в январе 1863 года. Неудачные попытки переворотов вызывали волны репрессий. Разогнан Сейм, ликвидирована польская армия и Конституция. Часто практиковалась конфискация имущества и высылки арестованных в Сибирь. Царскими властями закрыт Варшавский Университет и Общество Любителей Наук, введено военное положение. Тогда же возникла идея о строительстве каменной тюрьмы – Цитадели. Ее строительство воплощено в жизнь в несколько этапов с 1832 по 1863 гг. В этих целях властями было выкуплено более 400 строений, в которых проживало более 15 тысяч человек. Кроме этого, в Варшаве были построены храмы Русской Православной церкви. На Саксонской площади воздвигнут православный собор, ставший символом царского режима.

Однако политико-культурное давление не парализовало хозяйственное развитие города. В конце XIX – начале XX вв. столица превратилась в важнейший промышленный центр. Тут находилось 450 фабрик, обеспечивающих более 30 тысяч рабочих мест. Наступил процесс образования современной метрополии. Адам Идзьковский завершил строительство Саксонского дворца, оформив его фасад колоннами классического стиля.

Появился первый варшавский отель, он получил название «Европейский». Зажиточные особы строили небольшие дворцы вдоль Аллей Уяздовских. Начало свою деятельность новое учреждение – «Комитет основания плана застройки г. Варшавы» – состоящее из выдающихся архитекторов. Эта организация занималась проектированием внутреннего содержания и внешнего облика строящихся домов. В 1861 – 1864 годах по проекту Станислава Кербэджа был построен первый во всей Европе железный мост на каменных сваях. Соединив два берега Вислы, это сооружение простояло до 1944 года, когда его разрушили отступающие гитлеровские войска. Эта же конструкция воплощена в современном Саксоно-Домбровском мосту. Началось восстановление и строительство новостроек района Прага, дотла разрушенного во время подавления восстания Костюшки, входе наполеоновской войны и ноябрьского восстания. С целью заинтересовать в реконструкции этих районов бегущее из столицы население были предприняты такие меры, как выплата компенсаций за разрушенные имения, льготное налогообложение и кредитование. В 1853 – 1855 годах был построен новый водопровод, призванный обслуживать центр города. С 1856 года начато обновление освещения улиц, масляные лампы стали заменяться газовыми.

Рост промышленности и крестьянская реформа были главными факторами развития города. Традиционное население Варшавы пополнило рабочий класс. Возросшее число жителей столицы в 1882 г. составило более 380 человек. Но несмотря на это Варшава не могла расширить свою территорию, так как была окружена двойным кольцом фортификационных сооружений вместе с Цитаделью. Такое обстоятельство привело к тому, что Варшава во II пол. XIX в. стала считаться городом с самой высокой плотностью населения в Европе. В 1881 г. по инициативе главы города Сократа Старынкевича был принят проект строительства современного водопровода и канализации Вильяма Линдлея. С 1885 года вводится водное отопление жилищных и других помещений. Появилась сеть узкоколейных дорог, связывающих город с пригородными зонами. Но одновременно это исторический период был отмечен сильной русификацией. Большинство школ закрыли, а в остальных польский язык был запрещен. Широкие круги патриотично настроенной интеллигенции протестовали этому, организовывая тайное изучение родного языка на всех уровнях. Одним из преподавателей (часто являющихся выдающимися учеными) был студент-ветеринар Стефан Жеромский, он проводил тайные занятия среди рабочих и ремесленников. По данным переписи 1882 года Варшава представляла собой неграмотный город. Базовое образование получили 46,1% населения, среднее – 6,5%, а высшее только 1,9%. Тем не менее, культура стала возрождаться.

В 1892 г. открылась первая линия дороги по направлению от площади Люблинской Унии через Вилянов и Езерно до Пясечно.

В 1900 г. Варшавское Общество Любителей Искусств, существующее с 1860 г., получило в пользование отдельное здание. Каждое выступления было настоящим праздником, особенно когда на сцене была звезда того времени Хелена Мордзеевская. Известная своими пламенными выступлениями, поэтесса осмеливалась декламировать на публике запрещенные царской цензурой стихи. Овации зрителей и теплый прием гостей был причиной запрета властями ее дальнейших приездов в столицу.





Бельведер

Варшава – одна из европейских столиц, это признано еще до вхождения Польши в состав Российской Империи. Шопен – постоянный гость Бельведера. Он давал здесь концерты также и для русских генералов.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения