Домострой

Домострой является следующим важным примером столкновения старого и нового в русской культуре. Он уходит своими корнями в паренетическую традицию Отцов церкви. Она отражается в убеждении, что вера изменяет образ мира, придает трансцендентное значение человеческому труду и отношениям между людьми. Домострой доказывает, что христианство пронизывает каждый элемент жизни, что культура, вырастающая на почве христианской метафизики, именно ее мерами измеряет малейший элемент традиции. Поэтому Домострой можно понимать не только в категориях монастырского аскетизма, но также принимающего во внимание место и историческое время морального богословия. Домострой является также примером паренетики, характерной для ренессансного гуманизма.

Проявляется он в энциклопедическом подходе к аксиологической проблематике, напоминающем известную в литературе всей Европы Пчелу, а также в таком изображении порядка семейной жизни, который соответствовал меняющимся цивилизационным стандартам в Московском государстве. Трудолюбие, предусмотрительность, хозяйственность, торговая смекалка, развитие ремесленных способностей, обучение молодежи — это положительные черты, насаждаемые Домостроем и предстающие одновременно как христианские и общественные достоинства. Домострой является первой в истории Руси попыткой создать моральную доктрину, «...подвигни вся дела твоа и обычяи и нравы угодная творити Господеви», — требует Домострой. Слова эти указывают на то, что Домострой является попыткой найти эквиваленты порядка Божьего мира в организации повседневной жизни мира человеческого, согласовать культуру и христианство. «Домострой» отражает ответственность за существование и развитие важных человеческих институтов. Этот тип отношений между христианством и культурой Нибур охарактеризовал следующими словами: «Эта церковь более заинтересована культурой христиан, чем христианизацией культуры».

Домострой нельзя рассматривать как обособленный пример на фоне современной морализаторской литературы. Все тогдашние морализаторские творения обладали отсутствующей в Средневековье, но представительной для античной литературы чертой — убеждением, что моральную жизнь можно постичь путем просвещения.

События и литература времен Московского государства свидетельствуют о том, что на русскую духовную и умственную культуру уже оказали влияние течения, рационализирующие христианство, государство и власть. Эти явления усиливали характерные для Европы того времени притязания на самостоятельность городов и государств, переносящие культуртрегерский акцент в сторону политики, которая является рациональной дисциплиной.

Польский король, опирая свою власть на магнатах и постоянно сталкиваясь с дворянством, способствовал укреплению юридических привилегий этого последнего, хотя оно было вынуждено постоянно бороться за выполнение правил. Московский великий князь, соперничающий с остальными князьями, строил государство, укрепляя его административную исполнительную структуру и право.






Станция Сьвентокшиска – «Святого Креста»

Как ни удивительно, посткоммунистические переименования оставили в Варшаве улицы Чехова и других русских писателей. Демократизм и фантазия торжествуют, улица Кубуся Пухатка (Вини Пуха) – в центре города.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения