Католичество и православие — история и современность

«Нельзя объять необъятное», — утверждал известный персонаж русской литературы, и с ним трудно не согласиться, когда размер статьи так мал, а тема столь обширна. Нужны какие-то рамки. Поэтому в своих размышлениях я ограничусь чисто церковным аспектом проблемы, которая, будучи одной из ключевых для судеб европейской цивилизации, проливает свет как на национальное прошлое и настоящее, так и национальную культуру и самосознание поляков и русских. Разумеется, исторический контекст неизбежен, однако мне кажется важным не столько дать исчерпывающее представление об истории схизмы, сколько ухватить те моменты, которые были и продолжают быть — несмотря на все попытки вернуться к состоянию Церкви до 1054 года — решающими в существующем до сегодняшнего дня разделении.

Выбранный угол зрения не означает, что рассматриваемые проблемы носят какой-то отвлеченный характер и далеки от нашей конкретной действительности. Как раз напротив, межконфессиональные контакты, в том числе и неподобающая вражда между Церквями, никак не соответствующая вере в единого Бога, объявленного в Иисусе Христе, — всегда были, есть и будут насквозь конкретны. Они воплощаются в самых разных областях человеческой жизни, не всегда, правда, пользуясь для этого достойными христиан методами.

Бывало не раз в истории и, к сожалению, бывает ныне, что общественные и политические силы используют Церковь для своих целей, или, что еще хуже, сама Церковь пользуется оружием из нерелигиозного арсенала, к примеру, идентифицируя себя с какой-то политической партией или органами власти. Уже в далеком прошлом — начиная с эдикта Константина 313 года, названного эдиктом Миланским, дух которого витал в Никее во время собора, — Вселенская Церковь, получив свободу исповедания веры, тотчас же постаралась соединить власть духовную и светскую, тоже средствами не вполне сообразными с верой. Для соединения людей с Богом, для универсализма христианства это на протяжении веков имело откровенно плачевные последствия. И счастье, что теперь ситуация радикально меняется, хотя и не без трудностей.

Итак, начнем с общеизвестного события. 1054 год положил конец единству Церкви. Однако и в течение десяти первых веков оно, правда, еще не разорванное надвое, отнюдь не представляло собой некий монолит — доктринальный, литургический или обрядовый. Достаточно проследить хотя бы в общих чертах работу первых соборов со всеми их анафемами всевозможным ересям (что, пожалуй, было неизбежно при формировании христианских доктрин и разработке проблем, касавшихся взаимоотношений Лиц Пресвятой Троицы) или вспомнить то множество обрядов, которые более или менее согласно сосуществовали в ту пору.





Огни большого города

Ночная Варшава показывает уже другое лицо, не такое религиозное, как при свете солнца. Более 400 развлекательных заведений ждут гостей. От модных фешенебельных ресторанов до мрачнейших злачных мест, они разные как сама жизнь.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения