Осмысление исторического бытия

Начиная с Мицкевича (который в период политической высылки вглубь империи познал Россию изнутри, обрел здесь близких друзей и литературное признание), в части польского сознания присутствует осмысление исторического бытия как бы двух Россий: официальной — чужой и враждебной — и неофициальной, которую составляют традиционная (народная) культура и высокая русская культура, притягательная и близкая своими общими для Европы ценностями.

Сейчас, когда Россия, пытаясь сбросить балласт, отягощающий ее вхождение в общеевропейский дом, стремится к осмыслению своих исторических свершений и исторических просчетов, своего вклада в сокровищницу общечеловеческих ценностей и своих прегрешений перед человечеством и человечностью, особенно остро ощущается необходимость преодоления традиционных стереотипов мышления. Подобная проблема остро ощущается и в Польше, стремящейся к освобождению — не только от наследия тоталитаризма, навязанного ей из советского «извне», но и от своих «исконных» национально-исторических стереотипов и комплексов провинциализма и отсталости от Запада.

А для этого, чтобы лучше понять себя — свою историю, свою культуру, свое место в прошлом и настоящем окружающего нас мира — стоит увидеть себя также и глазами других. Такой ракурс поможет не только более адекватно воспринимать этих «других», понимать их боли и обиды, но тем самым одновременно — увидев себя со стороны — сбавить свою гордыню, умерить претензии на свою исключительность, а то и признать свою вину.

После крушения коммунистического режима у нас много говорится о покаянии, связанном с осознанием вины перед Родиной, родным народом, родной культурой. Но будет ли полным такое покаяние без осознания своей вины перед другими? Смогут ли эти другие без нашего самоосознания увидеть в нас не только географических соседей, но и признать в нас соседей под общим кровом европейской цивилизации? И вообще, насколько хорошо мы знаем друг друга? Насколько нам удалось преодолеть зашоренность официальной науки, ограничения насаждаемых официальными властями в историческом и недавнем прошлом идеологических стереотипов, догматичность, узость и однобокость учебно-образовательных программ советского времени?

Такие вопросы привели нас — коллег по работе на историко-филологическом факультете РГГУ — к необходимости встречи с польскими коллегами, теми, кто был открыт на открытый диалог.






Лицо Варшавы – воинственная русалка.

Сирена, согласно древней легенде, защищает город. Это мифическое существо как символ столицы Польши воплощено во все возможные материалы. Приехать из Варшавы без русалки – все равно, что в Тулу со своим самоваром.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения