Различие подходов к истории

На излете XX в., который вписался в историю двумя мировыми войнами, существенно расширился тот круг политиков, которые мыслят категориями новой современности. Поэтому-то растет надежда, что усилия ученых не будут ограничены стенами кабинетов и аудиторий (не говоря уже о колючей проволоке).

В нормальном обществе ученого может ограничивать только избранный им самим метод исследования. Традиционный подход к прошлому с точки зрения истории событий показал как свои возможности, так и их пределы. Это не значит, что он исчерпал себя. Это означает, что он не может быть исключительным. Понимание прошлого окажется более углубленным и многомерным, если его очеловечить и наряду с фактами политики, идеологии, социологии и т. д. ввести то, что придавало им плоть и кровь, образуя новые измерения: менталитет — национальный и личностный, связанные с этим стереотипы восприятия, самоидентификации и культуры, а общественная память. Предлагаемые размышления — лишь доступ к протяженной во времени и исторически меняющейся сущности и особенностям русского восприятия польскости.

В далеком прошлом Российской империи, в недавнем прошлом СССР и в настоящем России, которая именует себя демократической, отношение к Польше и полякам исходило из русского самопонимания народа и личности, русского самоосознания потребностей своего государства и его подданных. Отсюда непрекращающаяся череда конфликтов, обид, претензий и недоразумений. На уровне общественной памяти это обрело отражение в стереотипе «неблагодарных поляков». Времена Российской империи: «неблагодарные поляки» — получили после Венского конгресса от Александра I конституцию, о которой сами русские и не мечтали, а ответили на это восстанием 1830 г.

«Неблагодарные поляки» — Россия оградила их от их же собственных внутренних и внешних — неурядиц, а они ответили восстанием 1863 г. Времена советские: период Второй мировой войны — «неблагодарные поляки» — мы им помогаем создать армию для совместной борьбы с Германией, а они нас покидают (уход армии Андерса из СССР после открытия немцами массовых захоронений польских офицеров в Катыни).

«Неблагодарные поляки» — мы их освободили от немецкой оккупации, а они в нас стреляют (последний год войны и первые послевоенные годы). «Неблагодарные поляки» — мы им помогаем строить социализм, последнее от себя отрываем, чтобы им жилось лучше, а они бунтуют (период от познанских событий 1956 г. до эры Солидарности). Времена нынешние: «неблагодарные поляки» — мы с ними Восток Европы, мы с ними славяне, а они отвернулись от нас к Западу и устремились в объятия НАТО.

Чтобы понять эти польские «странности», нужно не только посмотреть в зеркало на себя, но и попытаться увидеть других не сквозь призму своих собственных представлений, своих собственных устремлений, своих собственных интересов, но и сквозь призму польских представлений, польских устремлений, польских интересов, предварительно осознав, что не только мы, но и любая другая нация и страна имеют право на собственное обустройство, соответствующее их собственному (а не чуждому) менталитету, за которым стоит своя историческая, своя национальная и своя культурная традиции, которые и обусловливают свои особые национальные потребности.





Лицо Варшавы – воинственная русалка.

Сирена, согласно древней легенде, защищает город. Это мифическое существо как символ столицы Польши воплощено во все возможные материалы. Приехать из Варшавы без русалки – все равно, что в Тулу со своим самоваром.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения