Влияние культур и цивилизаций

XV и XVI век на Руси был, в свою очередь, периодом, когда стало очевидным, что Русь находится под влиянием нескольких культурно-цивилизационных центров. На относительно высоком уровне стояло русское гражданское право, однако ее публичное право, основанное на византийской теократической традиции, не соответствовало историческим обстоятельствам. Тем более, что соседние государства развивались в соответствии с установленной политической культурой.

Польский историк Феликс Конэчны высказал мнение, что на Руси вообще не было публичного права. Он имел, однако, в виду положительные юридические нормы, которые регулировали вопросы власти и общественных отношений в государстве . Отсутствие этих норм Конэчны считал серьезным недостатком культуры, который принудил Москву принять хоть какое-нибудь даже варварское публичное право.

Московская Русь XVI века входила в эпоху абсолютизма, не имея сформированных сословий. Князья не старались вернуть status quo ante и боролись, как доказывает С. Соловьев, за центральную власть. Преемственность власти не была юридически установленной. Продолжал действовать закон Ярослава Мудрого, хотя его не соблюдали со времен Ивана II. Московский обычай преемства престола до времен царствования Ивана IV не получил никогда юридической санкции. Он удержался сначала благодаря одобрению завещания Димитрия Иоанновича св. Сергием, покровителем московских князей, и венчанию Ивана III с Софьей Палео-лог. Их сын Василий III усердствовал в том, чтобы придать религиозный облик государственным делам.

Продолжающаяся раздробленность Руси и ее зависимость от татар не благоприятствовали созданию сословной солидарности даже среди князей. Индивидуальное правление на небольшой территории каждого из них тормозило развитие положительного права. Исключением был Новгород, где образовалось сильное боярское сословие, и оно как раз огородило себя прочно правом от роста значения княжеской власти.

В истории становления Московского государства новгородская юридическая традиция сыграла решающую роль. Новгородская судная грамота (1456) и Псковская судная грамота (1462-1467), согласно мнению историков права, легли в основу московского Судебника 1497 года. Для него характерна довольно развитая форма судебного, процессуального и гражданского права. В упомянутых кодексах заметно отделение права собственности от права власти. Кодексы приводили в порядок также юридический статус общественных групп, которые в разной степени зависели друг от друга. Возникший на их основе Кодекс Ивана III ограничивал свободу княжеских судов в пользу наместнических, а также ограничивал публичное право, отменяя апелляционные компетенции вече в пользу великого князя.






Самая читающая нация

Когда посетишь Варшаву, становится понятно, почему этот народ получил это звание. Стремление к печатному слову – просто эпидемия. Бесчисленные ларьки с изданиями везде. В книжные магазины приходят на целый день, некоторые сразу с едой.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения