Район бывшего гетто

В промежутке между двумя мировыми войнами в Варшаве проживало самое большое еврейское сообщество в Европе. В 1938г. в столице жило около 375 тыс. евреев, 35% населения. В целом, евреи составляли 8,5% населения Польши. Варшавские евреи отличались удивительной предприимчи¬востью и вносили большой вклад в жизнь города. В Варшаве развивалось еврейское образование, еврейские газеты издавались и на идише, и на польском языке. Расцвета достиг еврейский театр.

Еврейское население Варшавы в буквальном смысле слова процветало. Еврейские ученые завоевали международную известность, большое влияние имели еврейские политики. Когда раввин из Гура-Кальварьи повздорил с директором варшавской железной дороги WKD, директор лично пришел к старику и принес свои извинения, чтобы спасти компанию от банкротства. В первом польском сейме еврейская партия имела 35 мест. Первая женщина, избранная в польский парламент, Роза Померанц-Мельцер, была еврейкой. Еврейская община Варшавы имела собственные больницы, сиротские приюты, спортивные клубы, культурные общества и кооперативы. По большей части варшавские евреи относились к рабочему классу, но многие входили и в высшие слои общества. Все они были настоящими варшавянами: предпринимателями, врачами, адвокатами и банкирами.

Бедная часть еврейского населения концентрировалась в Северном квартале, а также в районах Муранув, Мирув, Повянзки, Лешно и Гжибув. Много евреев проживало в Старом городе и в центре. Евреи придавали дополнительный колорит таким улицам, как Дзельна, Павя, Генся, Налевки, Францисканская, Мила, Свентоежская и Мурановская (многие из них больше не существуют или сохранились лишь частично). Количество этих улиц можно узнать по мемориальным табличкам, находящимся на площади Парадов.

Еврейская Варшава была городом перенаселенным, оживленным, полным магазином, маленьких мастерских и кафе. По улицам ходили ортодоксы в черных костюмах и ермолках. Евреи часто носили наскучившие им вещи в узлах и зазывали потенциальных покупателей посмотреть на них прямо на улицах. Даня, главный город «Люблинского чародея» нобелевского лауреата Исаака Зингера, жил в таком мире.

Город, который исчез
От Северного квартала почти ничего не осталось. Он полностью сгорел в 1943 г. во время боев в Варшавском гетто. Атмосфера еврейского города все еще чувствуется в ветхих, но сохранившихся до наших дней домах на Прожной улице (Prózna), возле станции метро Свентокшиская (Świetokrzyska). По ней можно дойти до Гжибовской площади (Grzybowski). На первых этажах здесь расположены маленькие магазинчики, где можно купить гвозди килограммами, точно так же, как до Второй мировой войны. До войны вся Гжибовская площадь была отведена под торговлю скобяными изделиями. В еврейском театре Е Kamińska шли спектакли на идише. Повсюду можно было слышать замечательные еврейские песни. За театром, на улице Тварда (Twarda), находилась синагога. Здесь и сейчас находится иудейский храм, но для посетителей он открыт только по четвергам. Внешне здание выглядит современно и неинтересно, но внутри сохранились весьма любопытные неороманские и византийские архитектурные элементы. В синагоге есть специальный балкон для женщин и особый пьедестал, на который помещают свитки Торы во время чтения.

Гжибовская площадь была рыночной площадью старинного юридика Гжибов. Здесь вы увидите церковь Всех Святых, построенную Э. Маркони. Строительство завершилось в начале XX в., хотя первый камень был заложен еще в 1868 г. Церковь украшают две башни, многочисленные скульптуры и огромная лестница, ведущая к центральным вратам под портиком. Хотя в годы войны церковь серьезно пострадала, в ней сохранились оригинальные росписи и, в частности, «Распятие» Тревизани над главным алтарем и «Воскресение» Семирадского.

В конце XIX в. синагога располагалась на месте нынешнего бизнес-центра. Это огромной здание находится прямо напротив Саксонского сада, между жилыми кварталами. Этот дом – один из многих, перемещаемых с места на место. Второе такое здание – костел Рождества Богородицы на проспекте Солидарности, который пришлось переместить на 21 м в связи с расширением улицы. По то же причине на 1,8 м сместили и на 78° развернули Любомирский дворец – рядос с ним проходила дорога, ведущая к площади Желязна Брама. В XIX в. на этой площади находился огромный торговый комплекс, который сегодня практически пуст. Каменный дворец, охраняемый мраморными львами, был построен для князя Радзивилла в XVIII в., а позднее перестроен в классическом стиле. Парадная колоннада с одиннадцатью ионическими колон-ми считалась одной из самых красивых в городе. Но после постройки Большого театра ей пришлось уступить первенство. Дворец приобретен еврейскими предпринимателями С. Коганом и И. Блассом из Гура-Кальварьи. Вплоть до конца XX в. он служил синагогой.
За рынком Велополе был построен неороманский Мировский рынок (1899–1901). Он пережил войну. Сейчас здесь расположено множество магазинчиков, открытых прилавков, а на соседних Электоральной улице (Elektoralna) и проспекте Иоанна Павла II работает открытый рынок.

Границы еврейского гетто проходили по улицам Велька, Багно, Гжибовской площади, Рынковой, Зимней, Электоральной, Банковой площади, Рымарской, Тломацкой, Пжеязд, Огруд Красиньских, Фрета, Сапежиньской, Кон-викторской, Ставки, Окоповой, Това-ровой, Шребной и Злотой. Гетто делилось на две части, соединенных между собой деревянным мостом. В Музее холокоста в Нью-Йорке можно увидеть копию этого моста.

Широкий проспект Иоанна Павла II ведет на улицу Анелевича. Свернув налево, вы попадаете на улицу Смоча (Smocza), где находится еврейский ресторан. Свернув направо, вы оказываетесь на большой площади, где установлен памятник героям гетто. На улице Заменгофа, примыкающей к площади, с 1898 по 1915 г. жил изобретатель языка эсперанто. К сожалению, сейчас на месте этого дома построен новый, но о Людвике Заменгофе напоминает мемориальная табличка. Улица Заменгофа ведет нас к улице Андерса. Пройдя мимо Мостовского дворца, мы попадаем на Банковую площадь.

В огромном Мостовском дворце с красивым внутренним двором долгое время располагалась служба безопасности, хотя первый его владелец предпочитал устраивать у себя интереснейшие литературные дискуссии. За дворцом находится кинотеатр «Муранув», перед которым установлен чугунный фонтан 1866 г. со скульптурой работы Маркони. На крыше кинотеатра устроена открытая терраса, откуда открывается вид на квартал Муранув. После войны дома строили из старого кирпича прямо на развалинах гетто, поэтому они расположены высоко. Попасть сюда можно с террасы кинотеатра через арку.

От восточной стороны Банковой площади отходит Тломацкая улица (Tło-mackie), где когда-то находилась самая большая синагога Варшавы. Немцы взорвали ее в 1943 г., провозгласив этот варварский акт «незабываемым аллегорическим триумфом над евреями». В 70-е годы на месте Старой синагоги была построена Голубая башня. Рядом с ней расположен Институт еврейской истории, где собраны богатейшие архивы и библиотека. До войны здесь находился Институт иудейской науки. В институте хранились обломок колонны Большой синагоги и ценнейшая коллекция старинных манускриптов. Для тех, кто интересуется еврейской историей, посещение института окажется весьма полезным.

Аллея Солидарности ведет нас к Окоповой улице (Okopowa), где находится еврейское кладбище. Старинный некрополь возник в 1906 г. Здесь похоронены люди, имена которых неразрывно связаны с польской культурой и наукой – Людвик Заменгоф, создатель самого перспективного искусственного языка, писатель Ицхок Перец, мать голливудского композитора Ежи Петербургского, создателя знаменитого танго «Донна Клара», и Александр Герц, режиссер, открывший миру актрису Полу Негри. Кладбище окружает стена с выбитыми надписями. Евреи хоронят своих умерших в строгом порядке в простых могилах с надгробными стелами (macewa).

На кладбище есть символическое место, посвященное героям восстания в варшавском гетто, и памятник доктору Янушу Корчаку и детям холокоста. Доктор Корчак работал в сиротском приюте. Когда нацисты решили отправить еврейских сирот в Треблинку, доктор Корчак добровольно последовал за своими воспитанниками. Это произошло 6 августа 1942 г. Тогда все в гетто знали, чем заканчивается подобная транспортировка. Евреи-хасиды надевали в последний путь белое смертное одеяние.

Еврейское кладбище – прекрасное место для размышлений о мученичестве евреев. Большинство памятников героям гетто расположено в послевоенном квартале Муранув, на Окоповой улице, проспекте Иоанна Павла II и возле площади Радослава.





Станция Сьвентокшиска – «Святого Креста»

Как ни удивительно, посткоммунистические переименования оставили в Варшаве улицы Чехова и других русских писателей. Демократизм и фантазия торжествуют, улица Кубуся Пухатка (Вини Пуха) – в центре города.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения