Вокруг Театральной площади

Центр культурной жизни Варшавы – Театральная площадь, расположенная рядом со Старым городом и Краковским предместьем. Исторически функции площади не раз менялись, но она всегда играла важную роль в жизни города. В XVII в. королева Мария Казимира Собеская приказала возвести здесь просторные торговые ряды, получившие название Марывил.
Административный центр столицы был перенесен на Театральную площадь в начале XIX в., когда старая ратуша перестала удовлетворять требованиям времени. Городские власти приобрели дворец Яблоновских XVIII в., более просторный и удобный. Муниципалитет заседал во дворце Яблоновских довольно долго, но потом произошел пожар. После пожара во дворце разместился Банковский центр. Сегодня городские власти заседают в современном здании, расположенном в северной части площади. Здание мэрии было построено всего несколько лет назад. Фасад напоминает дворец, в котором городские власти Варшавы заседали раньше.

В XIX в. внешний вид площади определяло огромное здание Национального театра. Польская история очень богата событиями, и большое количество их нашло свое отражение в литературе, поэтому совершенно неудивительно стремление варшавян иметь настоящий, большой театр.

Вполне возможно, что именно события из жизни князей Мазовецких легли в основу шекспировской «Зимней сказки». Некоторые считают, что в пьесе рассказывается история несчастной княгини Людмилы. Муж Людмилы, Семовит III Мазовецкий, убил ее в замке в деревне Рава Мазовецкая. Семовит считал, что жена была неверна ему и что отцом ребенка, которого она носила, был местный крестьянин. Как только ребенок появился на свет, Семовит убил жену, а младенца отдал бедной женщине. Через много лет сестра Людмилы, княгиня Малгожата, нашла мальчика и привела его к Семовиту. Сходство отца и сына было столь велико, что сомнений в отцовстве не осталось. Эту трагическую историю могла принести в Англию труппа Джона Грина. Грин был одним из шекспировских актеров, посетивших Варшаву в 1616–1617 гг. Английская труппа представляла пьесы великого барда при дворе Сигизмунда III Вазы.

Существуют и другие связи Польши с творчеством Шекспира. Вспомните хронику «Ричард II». Жена Ричарда II Плантагенета, Анна Богемская, была дочерью Елизаветы Померанской, родившейся в польском городке Слупск.

Владислав IV Ваза создал первый постоянный театр, но он, как и Август II Веттин, предпочитал итальянских актеров и итальянскую оперу. Отцом польского театра считается Войцех Богуславский, актер, режиссер, писатель, франкмаон. В 1781 г. он организовал польскую труппу. Его актеры ставили национальные пьесы. Но, к сожалению, труппа быстро обанкротилась. И тогда покровительствовать национальному театру стал последний польский король Станислав Август Понятовский. Памятник Войцеху Богуславскому установлен перед Большим театром. Этот театр появился гораздо позднее.

Здание начал строить в 1825 г. Антонио Корацци, строительство продолжалось 18 лет. Репертуар театра подвергался суровой цензуре царского правительства, поэтому в нем не было ничего национального и ничего современного. Великим событием в культурной жизни Польши стала постановка оперы Станислава Монюшко «Галька». Премьера состоялась в январе 1858 г. Композитор специально приехал в Варшаву, чтобы дирижировать. Перу Монюшко принадлежит еще одна национальная опера «Страшный двор». Памятник композитору установлен на Театральной площади. Говоря о польском театре, нельзя не упомянуть еще об одном художнике, который никогда не был в Варшаве, и все же считается создателем польской национальной драматургии. Мы говорим об Адаме Мицкевиче, великом поэте Польши. Памятник ему вы увидите в Краковском предместье.

Произведения Мицкевича вызывали восторженный прием со стороны польской аудитории. В марте 1968 г. коммунистическая цензура запретила постановку его знаменитых «Дзядов», поскольку публика чрезмерно живо реагировала на все антирусские строки великого поэта. Все афиши были сняты, и это вызвало настоящие волнения в столице. Студенты собрались возле памятника Мицкевичу, начались уличные стычки между интеллектуалами и антисемитски настроенной полицией. Все это не вымысел – так было на самом деле.

Здание театра не раз горело, но сильнее всего оно пострадало в дни Варшавского восстания 1944 г. Реконструкция театра длилась 20 лет. Первые спектакли прошли только в 1965 г. Здание театра занимает всю южную сторону Театральной площади. Вы можете полюбоваться классическим фасадом, стройными колоннами, подчеркивающими красоту боковых крыльев, колоннадой первого этажа и античными скульптурами.

Главное украшение центральной части здания – огромный портик. Над ним архитекторы Адам Мыяк и Антоний Паства разместили триумфальную квадригу, которая весит пять тонн. Первый архитектор, Антонио Корацци, запланировал квадригу, но политическая обстановка после ноябрьского восстания была слишком нестабильной, и он не сумел завершить работу. Его проект реализовался только через 170 лет, когда Польша получила полную независимость. Сегодня в здании размещается не только Национальный театр (Teatr Narodowy), но и Национальная опера (Opera Narodowa), и Музей театра (Museum Teatru).
После реконструкции задняя часть здания стала не столь красива, как была раньше. К ней примыкает большой офисный комплекс, спроектированный сэром Норманом Фостером. От Театральной площади отходит Белянская улица (Bielańska), которая пересекается с Даниловичевской (Daniłłowiczowska). Обратите внимание на великолепный дом «Под королями» (Dom pod Królami). Между первым и вторым этажами расположен прекрасный фриз с бюстами польских королей. Неизвестно, когда и кто создал эту «королевскую галерею», заканчивающуюся на Сигизмунде III Вазе. Новая же группа, включающая и Станислава Августа Понятовского, была добавлена уже в XIX в. во время очередной реконструкции. На Театральную площадь выходит Вежбова улица (Wierzbowa) с классическими домом Петрыкуса и многочисленными кафе.

Площадь, которая ныне носит имя Пилсудского, появилась в Варшаве, когда Август II Веттин приказал очистить площадь между сегодняшней Желязной улицей и Краковским предместьем.

Множество домов (протяженностью 1,5 км, если выстроить их в один ряд) было снесено ради постройки гигантского Саксонского дворца (Pałac Saski). Главный корпус и боковые крылья дворца заняли всю площадь. От площади отходит две улицы: одна ведет к Мировским казармам, вторая – площади Тжек Кжижи. Проект осуществляла целая группа архитекторов под руководством К. Ф. Пеппельмана. Дворцовые сады и ворота в XIX в. были снесены. Великий князь Константин, брат русского царя, управлявший Польшей, пожелал иметь место для военных парадов. Центральная часть дворца тоже была снесена. На этом месте построили православный собор с 70-метровой колокольней. Когда Польша получила независимость, собор снесли. В 1854 г. на площади был построен самый современный и элегантный варшавский отель – «Европейский».
После Варшавского восстания все здания на Саксонской площади были Разрушены. Сохранилась лишь часть колоннады, где сейчас находится могила Неизвестного солдата. Останки Неизвестного солдата были привезены в Варшаву в 1925 г. с поля боя из-под Львова. На этой же площади установлен памятник маршалу Пилсудскому. Маршал опирается на саблю и печально смотрит на могилу Неизвестного солдата, которую охраняют солдаты польской армии. Все официальные делегации всегда возлагают здесь венки. Сохранились и Саксонские сады с великолепными фонтанами. Сегодня они открыты для публики.

После Второй мировой войны площадь стала называться площадью Победы (Plac Zwyciestwa). Здесь появился отель «Виктория», современное функциональное здание, не имеющее никакой эстетической ценности. На площади Малаховского (Plac Matachowskiego), недалеко от садов, находится Национальная художественная галерея «Захента» (Zacheta). Здание галереи было построено Стефаном Шиллером. Фасад украшен изображениями художников разных эпох за работой, а также символическими сюжетами со львами, музами и гениями. В галерее выставлены картины, скульптуры и фотографии.
В галерее «Захента» психически больным художником Элигиушем Невядо-мским был убит первый президент Польши, Габриэль Нарутович.

К северо-западу от Театральной площади находится площадь Красиньских (Plac Krasińskich). Здесь находится самое замечательное светское здание Варшавы – Дворец Республики (Pałac Rzeczpostpolitej), построенный Тильманом ван Гамереном для придворного Яна Доброгоста Красиньского в 1677– 1683 гг. Резьба на фасаде посвящена Мареку Валериушу Красиньскому, легендарному основателю династии. По преданию, однажды во время дуэли его секундантом был ворон. Над главным порталом вы увидите картуш с изображением польского герба.

До 1765 г. дворец был частной собственностью, а затем его купило Национальное казначейство, чтобы разместить в нем различные департаменты. После пожара 1782 г. здание было перестроено архитекторами Дж. Фонтаной и Д. Мерлини. Сегодня в здании, украшенном стукко, расположен архив старинных документов и особый отдел Национальной библиотеки. За дворцом находятся парк и сад.

На площадь Красиньских выходит Медовая улица (Miodowa). Она пересекается с Сенаторской (Senatorska), по которой можно попасть на Замковую, Театральную, Банковую площади и площадь Пилсудского. На Сенаторской улице есть еще одна небольшая площадь. На ней находится дворец примаса. В прошлом пост примаса, то есть главы польской католической церкви, занимал архиепископ Гнезно. Этот дворец был его резиденцией. Построил дворец примаса Тильман ван Гамерен.
Сенаторская улица ведет нас на запад, к еще одной красивой площади Варшавы – Банковой. Вдоль западной ее стороны выстроились элегантные здания в стиле неоренессанса, построенные Корацци. Здесь вы увидите дворец Мостовских XVIII в. Корацци перестроил этот дворец для Комиссии внутренних дел. Сегодня здесь находится центральный офис столичной полиции.

На Банковой площади вы сразу же заметите здания, построенные после войны. Обратите внимание на кинотеатр с огромной открытой террасой на крыше, где есть ворота и фонтан.

Главная достопримечательность Банковой площади – Голубая башня (Błekitny Wiezowiec) на углу проспекта Солидарности. Возле нее установлен памятник Стефану Стажиньскому, мэру Варшавы, расстрелянному нацистами. Он держит карту города, которую часто принимают за его плащ.

Еще один памятник увековечивает память польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого. Монумент совершенно противоречит общей атмосфере площади. Раньше на том же постаменте стоял памятник «железному Феликсу» – Феликсу Дзержинскому, польскому революционетру, принимавшему активное участие в Октябрьской революции России. Именно Дзержинский был основателем зловещей Чрезвычайной комиссии, известной всему миру под аббревиатурой ЧК.

Архитектура восточной части площади электична, а вот западная и южная стороны просто великолепны. В здании с колоннадой разместился департамент муниципалитета, поэтому над входом реют красно-золотые флаги. Автором этого здания и дома на углу Электронной улицы, где когда-то располагались Польский банк и фондовая биржа, был Корацци. Сегодня в доме под зеленым куполом находится Музей коллекции Иоанна Павла II, известный также как галерея Порчиньских. В музее представлена живопись XV–XIX вв. С юга к галерее примыкает отель «Саксонский» («Saski»).

Напротив отеля на углу Сенаторской улицы вы увидите Голубой дворец (Błekitny Pałac). К сожалению, название обманчиво! Когда-то дворец, построенный в стиле рококо, действительно был голубым. Впоследствии он был перестроен в классическом стиле, благодаря чему сохранил пропорциональность и элегантность. Сегодня же дворец представляет собой печальное зрелище. Дворец принадлежал магнатам Замойским и Чарторыйским. Когда-то здесь жила прекрасная Анна Ожельска, внебрачная дочь короля Августа II Веттина. Дворец состоит из нескольких частей. Через одно из зданий можно попасть в Саксонский парк (Ogród Saski). В крыле, выходящем на Сенаторскую улицу, находится китайский ресторан. В основном же здании разместился отдел общественного транспорта.



Экскурсионные туры и странам ближнего зарубежья.


Лицо Варшавы – воинственная русалка.

Сирена, согласно древней легенде, защищает город. Это мифическое существо как символ столицы Польши воплощено во все возможные материалы. Приехать из Варшавы без русалки – все равно, что в Тулу со своим самоваром.
новости о городе история первые шаги что посмотреть впечатления поляки
главная :: карта сайта :: контакты Copyright © 2010 WarsawGuide.Ru - Все права защищены
Использование материалов только с письменного разрешения